Причины конфликтов.
· Столкновение интересов родителя и ребёнка.
o «Что чаще всего является поводом для конфликта с родителями?»
o Ответы детей:
§ Школа, учёба, плохие оценки. (35 ч)
§ Дела по дому, домашние обязанности. (16 ч)
§ Непонимание. (14 ч)
§ Запреты (гуляние, одежда, телевизор, компьютер), строгость, придирчивость родителей. (13 ч)
§ Из-за пустяков, мелочей. (6 ч)
· Приказы, команды.
«Сейчас же перестань!», «Быстро убери всё!», «Замолчи, чтобы больше я этого не слышал!».
В этих категоричных фразах ребёнок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.
· Предупреждения, предостережения, угрозы.
«Смотри, как бы не стало хуже», «Ещё раз это повторится, и я возьмусь за ремень», «Не придёшь вовремя, пеняй на себя».
Угрозы бессмысленны, если у ребёнка неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик.
При частом повторении угроз, предупреждений, дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.
· Мораль, нравоучения, проповеди.
«Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых», и т. д.
Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего всё вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей.
· Советы, готовые решения.
«А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоём месте…», «По-моему, тебе нужно пойти и извиниться» и т. д.
Каждый раз, советуя что-либо ребёнку, мы как бы сообщаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы умнее его и наперёд всё знаем. Иногда такая позиция родителей раздражает детей и не оставляет желания рассказать больше о своей проблеме.
· Критика, выговоры, обвинения.
«На что это похоже!», «Опять всё сделала не так!», «Всё из-за тебя!» и т.д.
никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность. Разочарование в себе и в своих отношениях с родителями. У ребёнка формируется низкая самооценка: он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безнадёжный, неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.
· Обзывание, высмеивание.
«Не будь лапшой», «Какой же ты лентяй», «Ну просто дубина!» и т. д.
Всё это – лучший способ оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разувериться в себе.
Результаты опроса
Чувства детей.
o Обиду. (25 ч)
o Ненависть, злость, гнев, недовольство, раздражение, возмущение. ( 15 ч)
o Вину. (15 ч)
o Плохое настроение, тяжело на сердце, на душе. (14 ч)
o Ничего. (9 ч)
o Грусть, огорчение, ненужность, разочарование, стыд, жалость. (1 -3 ч)
Чувства родителей.
o Не знаю. (18 ч) По ним не видно. (1 ч)
o Злость, раздражение, ненависть, неприязнь ко мне. (18 ч)
o Обиду. (10 ч)
o Огорчение. (6 ч)
o Ничего.(5 ч) Им всё равно. (2 ч)
o Волнение, грусть, разочарование, вину, переживание, боль, неудобство. (1 – 3 ч)
o Мне всё равно. (1 ч)
Советы психолога
Как быть с нашими чувствами.
o Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
o Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении.
o Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
Результаты опроса.
Первый шаг к примирению.
o Успокоиться и извиниться. (31 ч)
o Исправиться; сделать то, что они просят; уступить. (20 ч)
o Начать разговор заново; первым заговорить. (15 ч)
o Не знаю. (6 ч)
o Сидеть и молчать; ничего не делать первым. (7 ч)
Трудно ли примириться.
o Не трудно. (49 ч)
o Трудно, очень трудно. (18 ч)
o Иногда трудно. (10 ч)
o Я и не собираюсь. (1 ч)
В чём трудность?
o неловко; стыдно;
o чувствую вину, неуверенность;
o не могу пересилить себя, найти слова;
o потому, что не прощают, не верят мне, опять будут ругать, не чувствую своей вины.
Как избежать конфликтов?
o Надо их слушать; всё выполнять, даже если не хочешь; подчиняться; не спорить. (24 ч)
o Хорошо учиться (20 ч), вести себя (5 ч), не огрызаться (7 ч).
o Понимать друг друга, договариваться. (12 ч) Обсуждать проблемы в кругу семьи, находить компромисс. (2 ч)
o Родители должны понимать детей, снизить планку требований. (8 ч)
o Не знаю. (7 ч)
o Чтобы учитель не приходил домой. (3 ч)
o Уйти куда подальше. (1 ч)
Как разрешать конфликты.
Первый способ разрешения конфликтов.
Настоять на своём.
o первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель». Сами того не замечая, родители показывают сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что хочешь, не считаясь с желаниями другого». Дети быстро учатся делать то же, они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень»;
o другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребёнка выполнения своего желания. И если это постоянно, ребёнок усваивает другое правило: «Мои личные интересы не в счёт, всё равно придётся делать то, что хотят или требуют родители»;
o дети постоянно оказываются побеждёнными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными.
Второй способ разрешения конфликтов.
Уступить, сохраняя мир.
o второй неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает только ребёнок». В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать;
o со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве. Часто встречают насмешки и даже отвержение;
o в такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребёнком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными.
Третий способ разрешения конфликтов.
Конструктивный: «Выигрывают обе стороны: и родитель и ребёнок».
Шаги разрешения:
1. Прояснение конфликтной ситуации.
2. Сбор предложений (без критики).
3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
4. Детализация решения (уточнения различного рода).
5. Выполнение решения, проверка.
Этап прояснения конфликтной ситуации.
1. Сначала родитель выслушивает ребёнка. Уточняет, в чём состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно. Что его затрудняет. Делает он это в стиле активного слушания , то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребёнка. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребёнка, острота назревающего конфликта спадает, и возникает готовность пойти навстречу друг другу.
2. После этого родитель говорит о своём желании или проблеме, используя форму «Я – сообщения». Ребёнку не менее важно узнать больше и точнее о вашем переживании, чем вам – о его.
Положительные моменты:
o каждый участник оказывается выслушан;
o каждый вникает в положение другого;
o между «сторонами» не возникает ни раздражения, ни обиды; напротив, сохраняется атмосфера дружеских отношений;
o ребятам предоставляется возможность осознать свои истинные желания;
o дети получают прекрасный урок, как вместе решать «трудные» вопросы.
Идеальная модель семейных отношений с ребёнком подросткового возраста:
o все члены семьи, включая ребёнка, равноправны;
o каждый может и умеет выражать словами те чувства, позитивные и негативные, которые он испытывает. Все чувства принимаются;
o родители советуются со своими детьми. Семейный совет имеет только совещательный голос. Каждый вправе принять или не принять его;
o члены семьи не дают негативные оценки друг другу, а только выслушивают друг друга, стараясь понять его чувства;
o не обобщают прошлое, неприятное;
o рассказывают о себе, о своей жизни, своих затруднениях;
o хвалят хорошие дела и поступки;
o в семье царит доверие, уважение, терпеливая любовь, внимание к миру переживания другого, происходят душевные разговоры на любые темы.
Наличие этих моментов в семье позволяет избегать многих кризисов подросткового возраста:
o ребёнку не приходиться бороться за самостоятельность и доказывать свою взрослость;
o ребёнку не надо грубить родителям, поскольку его научили выражать своё несогласие в приемлемой форме;
o подросток постепенно осознаёт окружающую жизнь людей, поскольку нет запретных тем для разговоров со взрослыми;
o у подростка развивается внутренний контроль за поступками и самосознание, поскольку ему не навешивают неприятных ярлыков, а позволяют как можно полнее выразить свои переживания и самому в них разобраться;
o в таких семьях нет накопления взаимных обид. Которые разрушительно действуют на общение.
Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых Ваши дети выбрали в друзья, даже если Вы не одобряете их выбор.

